В 1911 году начальник Екатерининской железной дороги К.Н.Ванифантьев обратился в Особую Высшую комиссию с предложением более детального изучения перспектив угледобычи в Гришинском каменноугольном районе. Для развития угледобычи было предложено строительство новых железных дорог. К этому времени франко-русское Красногоровское акционерное общество уже восстановило часть закрытой за три десятилетия до рассматриваемых событий Рутченковско-Кураховской ветви от станции Рутченково до своего завода «Керамик» при деревне Красная Горка (Красногоровка).
В начале 1912 года учредитель акционерного общества железнодорожных ветвей, - председатель Департамента железнодорожных дел В.В.Максимов, - предложил реализовать за свой счёт проекты нескольких «питательных» ветвей к железным дорогам юга России общей протяжённостью в 530 вёрст. На собрании в Совете Съезда горнопромышленников юга России, посвящённому предварительным заявкам горнопромышленников и частных предпринимателей на строительство новых железных дорог в Западном Донбассе, В.В.Максимов подтвердил намерения учреждённого им общества, среди них – о строительстве ветви от Кураховки до Гришино или Желанной, а также о входе в соглашение о выкупе трассы Кураховской железной дороги от Красногоровки до Гришино.
В 1912 году акционерное общество Северо-Донецкой железной дороги приступило к составлению проекта железнодорожной линии Краматорская – Гришино. По рекомендации Совета Съезда, общество также планировало присовокупить к своей железнодорожной сети и направление Гришино – Кураховка – Рутченково, - для обслуживания Кураховских и Селидовских копей. Вместе с нею, Советом Съезда и Северодонецкой железной дорогой рассматривался вариант строительства ещё одной соединительной ветви – между станциями Гришино и Волноваха, - по кратчайшей через Сонцово (Красное), - для решения проблемы пропускной способности участка Екатерининской дороги Гришино – Юзово – Волноваха и сокращения пробега грузов из Западного Донбасса на Мариупольском направлении.
Представитель Совета Съезда горнопромышленников юга России и Геологического Комитета – профессор Л.И.Лутугин указывал: «К югу от станции Гришино намеченная линия до станции Кураховка идёт по угленосным отложениям, частью уже разведанным и даже в небольших размерах разрабатываемым. Так, угли уже работались по речке Солёненькой, по реке Солёной, в Селидовке, у деревни Жёлтой, у деревни Ильинки, на земле деревни Кураховки и прочих».
На весну 1913 года в Комиссии по новым железным дорогам было запланировано совещание по вопросам окончательной трассировки новых железных дорог в Западном Донбассе и предоставления концессии на строительство этих дорог частным обществам. На заседание были приглашены представители горнопромышленников, земств, частных обществ и предпринимателей, предоставивших альтернативные проекты новых железных дорог, включая представителей общества Северо-Донецкой железной дороги, а также Министерства путей сообщения и Министерства финансов.
Указанное заседание состоялось в начале апреля 1913 года. Рассматривались проекты дорог в направлении Рутченково – Гришино, а также из района Гришино на Кураховку, Краматорскую, Лозовую. Комиссия признала необходимым строительство железных дорог во всех указанных направлениях. Желательная трасса Кураховского участка была определена в направлении Рутченково – Кураховка – Сонцово – Гришино, - с выходом на Краматорскую и Лозовую. К новым железным дорогам должны были предъявляться требования, соответствующие магистральным участкам. Большинством голосов, Комиссия высказалась за предоставление концессии на новые железнодорожные направления обществу Северо-Донецкой железной дороги.
Такой ход событий меньше всего устраивал руководство Екатерининской железной дороги, успевшей во всей полноте познать опасность такого соседства! Через полтора месяца после злополучного заседания Комиссии по новым железным дорогам, Министерство путей сообщения заявило об откладывании строительства железных дорог в направлении Гришино – Лозовая и Гришино – Краматорская на неопределённый срок. Также была аннулирована передача концессии на строительство и эксплуатацию новых железных дорог в Западном Донбассе, выданной акционерному обществу Северо-Донецкой железной дороги. Взамен, Екатерининская железная дорога предложила свой вариант строительства новых железных дорог за счёт казны, - в направлении Рутченково – Гришино – Золотой Колодезь. Техотделу службы пути Екатерининской железной дороги требовалось составить проект линии Рутченково – Гришино – Золотой Колодезь, а также подъездных путей, связанных с нею. На ноябрь 1913 года было запланировано заседание по поводу трассы данных железных дорог с участием представителей Комиссии по новым железным дорогам, Совета Съезда горнопромышленников юга России, промышленности на местах, земств, ведомств и т.д., где должен был уточняться вопрос о направлении подъездных путей. После данной процедуры, проект должен был попасть на утверждение в Министерство путей сообщения и Комитет Министров.
Проекты новых железных дорог в Западном Донбассе, а также известные коренные раздельные пункты: Екатерининской железной дороги (Рутченково – Кураховка – Гришино, Гродовка – Ильинка – Еленовка) – точка; общества Северодонецкой железной дороги (Гришино – Кураховка - Рутченково, Гришино – Сонцовка – Волноваха и «средний вариант между двумя предыдущими») – штрих; учредителей общества Рудничной железной дороги (Рутченково – Кураховка – Гришино – Полтава с ветвью Кураховка – Рузский) – мелкий штрих; общества железнодорожных ветвей (Рутченково – Кураховка – Гришино с ветвью от Кураховки до Гродовки или Желанной).
Разъезды Чунишино, Солёный, Цукуриха, Роя, Острый – на современной железной дороги Рутченково – Красноармейск не указаны.
Основа – карта И.Стрельбицкого (1920 г.) с указанием одного из альтернативных вариантов Кураховской ветви в 1899 г. (от Рутченково или Доли до Гришино)
Поскольку в Управлении Екатерининской железной дороги не было достаточных данных для составления проекта, было решено согласовать спорные вопросы с горнопромышленниками и земствами. В Совете Съезда горнопромышленников юга России проект линии Рутченково – Гришино и Северных ветвей к ст. Гришино рассматривался дважды: 25 сентября и 20 ноября 1913 года. Были проведены совещания с присутствием представителей Совета Съезда, Управления Екатерининской железной дороги, шахтовладельцев и земств, заинтересованных в строительстве данных железных дорог. В обсуждении участововали: от Комиссии по новым железным дорогам – Ф.Р.Фертнер (председательствующий), от Екатерининской железной дороги – начальник службы пути К.Л.Книппер, коммерческий агент П.О.Денисенко, от Совета Съезда, шахтовладельцев и земств – профессор Л.И.Лутугин, Я.И.Андерсон, М.Н.Базькевич, А.Ф.Буроз, К.А.Вистенгаузен, Л.М.Вургафт, В.А.Гаевский, Г.А.Горн, И.Г.Енин, С.С.Иванов, П.П.Козакевич, М.С.Копылов, В.И.Кугушев, М.М.Ланда-Безверхий, Ю.И.Нежинцов, А.П.Сергеев, Б.Н.Соколов, В.Н.Файнштейн, А.И.Фенин, Г.М.Фриц, А.А.Цареградский, В.А.Шандер, В.Т.Шестюков, Э.А.Штединг.
Совет Съезда горнопромышленников юга России, 1913 год
Южнее станции Гришино путь, согласно проекту, проходил вдоль трассы, близкой к проектируемой в 1901-1902 г.г. инженером И.П.Табурно, и примыкал с юго-запада к станции Рутченково на 76-й версте от станции Гришино. От разъездов на линии Рутченково – Гришино было рекомендовано построить подъездные пути к группе рудников в районе между Зелёной и Сазоново1 балкой – от станции Чунишино, а также Кураховского и Кохановского рудников – от станции Цукуриха. На первом подъездном пути предусматривались раздельные пункты: разъезд Бельгийский (4-я верста), станция Сазоново (8-я верста, тупик). Откорректированный проект направили в Министерство путей сообщения для утверждения.
Что касается совещания, проходившего 20 ноября, протокол оного содержит следующую информацию: «Председатель совещания доложил телеграмму Н.С.Авдакова с ходатайством о направлении железнодорожной линии Рутченково – Гришино на Кураховку по полотну бывшей Кураховской дороги до реки Волчьей и далее – согласно указаний, сделанных в этой телеграмме…
По обсуждении вопроса и по рассмотрении представленной трассы, совещание постановило: (…)
2) Признать также отвечающим вышеуказанной цели… устройство сборной станции на ответвлении, начинающемся приблизительно на 67-й версте [от станции Рутченково], не доходя до станции Гришино. Такая сборная станция необходима для приобщения к линии существующих копей Западно-Донецкого общества, Чечи, общества Гришинских копей и копей Золотарёва, путём постройки частных ветвей от шахт названных предприятий, с примыканием их к этой станции».
В постановлениях XXXVIII Съезда горнопромышленников юга России указывалось, что железнодорожный путь от сборной станции до примыкания к линии Рутченково – Гришино должен проходить западнее линии «по водоразделу реки Солёной и северного к ней притока». Комиссия Совета Съезда по железнодорожным вопросам конкретизировала: «… [суммарная] производительность [Кураховских и Лысогоровских копей] в первый же год открытия [железнодорожного подъездного пути] в 15 млн. пудов и [с] дальнейшим развитием этой производительности, когда от шахт названных обществ будут построены подъездные пути с примыканием к сборной станции».
30 января 1914 года министр путей сообщения предоставил на рассмотрение законодательных учреждений законопроект № 2552 «Об утверждении строительной стоимости работ и поставок по сооружению железнодорожной линии от станции Рутченково Екатерининской железной дороги до станции Гришино той же дороги, и от последней – ветви до местечка Доброполье, для обслуживания северной части Гришинского района, и о разрешении расходовать на указанные работы 3000000 руб. из кредита 17719599 руб., отпущенного по № 597-му Высочайше утверждённой Государственной Росписи на 1913 год, на расходы по улучшению казённого железнодорожного дела». Согласно законопроекту, строительная стоимость линии Рутченково – Гришино (76 вёрст) с подвижным составом предполагалась в размере 7048951 рублей. Законопроект утверждён 1 июля 1914 года.
К этому времени строительство железной дороги Рутченково – Гришино – Доброполье уже началось. С 29 по 30 мая 1914 года строительство было торжественно открыто комиссией Екатерининской железной дороги в составе начальника дороги К.Н.Ванифантьева (руководитель строительства), его заместителя В.А.Ереховича, инженера техотдела службы пути А.И.Сахарова (ответственный исполнитель) и прочих специалистов. Комиссия прибыла на станцию Рутченково поездом, после чего пересела на автомобили и объехала все объекты наметившегося строительства. В анонсе данного события в журнале «Горно-заводское дело» сообщалось: «Работы ведутся хозяйственным способом… Во время осмотра линии рабочие обратились к К.Н.Ванифантьеву со словами благодарности и просили его принять по русскому обычаю «хлеб-соль». В настоящее время сделано много земляных работ и работ по сооружению полотна… Новостроющейся линии обеспечена высокая эксплуатация и назначение её сведётся к уменьшению угольного кризиса, возникшего по всему югу России ещё в прошлом году».
В Управление по постройке линии Рутченково – Гришино и Северных Гришинских ветвей входили: К.Н.Ванифантьев (начальник Екатерининской железной дороги и работ по строительству), В.А.Ерехович (начальник службы пути, заместитель начальника и заведующий технической частью постройки), А.И.Сахаров (старший инженер постройки), А.А.Богомолов («инженер для технических занятий»), М.А.Свирелин (начальник участка постройки), В.А.Рот (начальник 1-й дистанции, - предположительно, от станции Рутченково до Рои), Б.Н.Добротворский (начальник 2-й дистанции, - предположительно, от Рои до Селидовки), Н.С.Новиков (начальник 3-й дистанции, - предположительно, от Селидовки до Гришино), П.Т.Барсуков (начальник 4-й дистанции, - предположительно, от Гришино до Доброполья).
В 1914 году закончилось строительства Караковской подъездной ветви протяжённостью 8 вёрст, соединяющей Ново-Экономический рудник Донецко-Грушевского акционерного общества каменноугольных и антрацитовых копей со станцией Гришино. Производительность данного рудника более не ограничивалась транспортной составляющей, и наметилась тенденция роста количества добытого и отгруженного угля. Это событие побудило представителей обществ, эксплуатировавших рудники в районе южнее Гришино, требовать немедленного строительства железнодорожных подъездных путей к их шахтам. Нередко – почти в ультимативной форме.
В 1915 году начали сдавать нервы представителей Западно-Донецкого и Гришинского анонимного акционерных обществ, которые 8 мая 1915 года обратились в Совет Съезда с ходатайством «О проведении подъездного пути от рудников общества Гришинских каменноугольных копей и Западно-Донецкого каменноугольного общества к разъезду Чунихино строящейся линии Гришино – Рутченково». Докладная записка Совета Съезда горнопромышленников юга России с соответствующим ходатайством была направлена в Управление железных дорог 20 мая за № 1912. Уже «13 июня Управление железных дорог уведомило Совет Съезда, что кредит на сооружение Чунишинской ветви одобрен Советом Министров 2 июня сего года, и к постройке её будет приступлено в сем же году».
«О проведении подъездного пути от разъезда Чунишино, линии Гришино – Ровно, до рудников Гришинских каменноугольных копей и Западно-Донецкого каменноугольного общества. Анонимное общество Гришинских каменноугольных копей и Западно-Донецкое каменноугольное общество обратились в Совет Съезда с просьбой поддержать ходатайство их перед Управлением железных дорог о проведении подъездного пути от разъезда Чунишино, линии Гришино – Ровно, до их рудников. Совет Съезда предоставил по данному ходатайству докладную записку в Управление железных дорог от 8 мая сего года за № 1912.
Копия.
Анонимное общество Гришинских каменноугольных копей обратилось в Совет Съезда с просьбой поддержать предоставленное им 13 декабря 1913 года за № 100 вместе с Западно-Донецким каменноугольным обществом в технический отдел Управления железных дорог ходатайство о проведении подъездного пути от их рудников к разъезду Чунишино строящейся линии Гришино – Рутченково.
Вопрос обустройства подъездного пути от разъезда Чунишино к рудникам Западно-Донецкого общества разрешён уже в положительном смысле законами от 7 июля 1913 года и 1 июля 1914 года. Само же сооружение названного пути отложено до обследования наиболее выгодного в экономическом отношении протяжения этого пути с тем, однако, чтобы постройка его была осуществлена во время осуществления линии Рутченково – Гришино.
Названные общества обращались 13 августа 1913 года в Управление Екатерининской железной дороги с ходатайством о принятии во внимание при изысканиях направления линии Рутченково – Гришино интересов Западно-Донецкого и Гришинского каменноугольных рудников, но как видно из сообщения анонимного общества Гришинских каменноугольных копей от 15 апреля [1915 года], эти ходатайства ещё не удовлетворены.
Сообщая об изложенном и принимая во внимание, что данный вопрос разрешён уже указанными законами в положительном смысле что, как видно из сообщения технического отдела Управления железных дорог на имя Совета Съезда от 28 сентября прошлого года № 25645, постройка линии Рутченково – Гришино должна приблизиться в настоящем строительном сезоне к концу и что, наконец, постройка подъездного пути Чунишино [до] Западно-Донецкого рудника должна, согласно закону, быть закончена к тому же сроку, Совет Съезда имеет честь почтительнейше просить Управление железных дорог не отказать в [неразборчиво] распоряжении об удовлетворении ходатайства вышеупомянутых каменноугольных обществ о скорейшем проведении от их рудников к разъезду Чунишино подъездного пути.
Управление железных дорог, отношением от 18 июня сего года за № 15144, уведомило Совет Съезда, что кредит на сооружение Чунишинской ветви одобрен Советом Министров 2 июня сего года, о чём начальник Екатерининской железной дороги поставлен в известность по телеграфу».
Кроме означенного ходатайства, иных «следов» участия англо-франко-бельгийского анонимного общества Гришинских копей в продвижении проекта железной дороги Рутченково – Гришино, тем более непосредственного строительства коммуникации, не обнаружено до сих пор.
Временное товарное и пассажирское движение на участке железной дороги Гришино – Селидовка было открыто в декабре 1915 года. О скором открытии участка железной дороги Рутченково – Гришино для временного товарного и пассажирского движения было объявлено в журнале «Горно-заводское дело» лишь в июле 1916 года. Завершение строительства железной дороги Рутченково – Гришино, сдача последней в эксплуатацию и открытие постоянного грузового движения на всей её протяжённости состоялись в январе 1917 года. Подъездная линия Чунишино – Бельгийский – Сазоново открылась в конце 1917 года, когда революционные события практически свели на нет возможную доходность подъездного пути, - вследствие уменьшения объёмов угледобычи.
Железная дорога Рутченково - Гришино - Доброполье на схеме Екатерининской железной дороги 1917 года
По состоянию на 1917 год, путевое развитие разъезда Бельгийский, который должен был обслуживать шахты англо-франко-бельгийского анонимного общества Гришинских копей, а также братьев Чечиков (в документах Совета Съезда горнопромышленников юга России, по-видимому, они ошибочно указаны как Чечи), состояло из 6 путей, два из которых – тупики. Были построены крытая и открытая товарные платформы, пакгауз, а в одном из тупиков размещались арендованные участки под склады грузов. В будущем предполагалось разместить здесь вагонные весы. И конечно же, поскольку станция располагалась на ветке общего пользования, здесь предусматривалось пассажирское здание и две пассажирские платформы.
Разъезд Бельгийский, 1917 год
Станция Сазоново представляла из себя тупик, включающий в себя 6 станционных путей, а в ближайшем будущем предполагалось обустроить ещё столько же. Были построены крытая и открытая товарные платформы, пакгауз, также здесь размещались арендованные участки под склады грузов. В будущем предполагалось разместить со стороны вытяжного тупика поворотный круг для разворота паровозов, а также вагонные весы. Были построены пассажирское здание и две пассажирские платформы. Станция обслуживала шахты рудника Западно-Донецкого каменноугольного общества и Надеждо-Марьинского товарищества (по документам Совета Съезда горнопромышленников юга России – копи Золотарёва).
Станция Сазоново, 1917 год
Станция Чунишино, к которой примыкала ветка на Сазоново, включала в себя 9 станционных путей, 2 из которых – тупики. В одном из тупиков размещались арендные участки под склады грузов. Для обслуживания грузооборота, были построены пакгауз, крытая и открытая товарные платформы. К услугам пассажиров – вокзал и две пассажирские платформы. Когда в мае 1917 года на участке Рутченково – Гришино начала курсировать пара пассажирских поездов, мало кто отдавал себе отчёт, что начавшиеся демонстрации и прочие акции гражданского неповиновения выльются в затяжной гражданский конфликт. Так или иначе, пассажирское сообщение на направлении Рутченково – Гришино было восстановлено сравнительно быстро. Уже в 1925 году поезд ходил четырежды в неделю, в 1928 году – 5 раз в неделю, а в 1930 году – ежедневно.
Станция Чунишино, 1917 год
Что же касается станции Бельгийский и посёлка Шевченко, им своего пассажирского состава пришлось ожидать несколько дольше. Но об этом, и не только об этом – в другой раз…