top of page

"До основанья, а затем..." - уголь в Западном Донбассе в 20-30- г.г. ХХ века

Долго Ваш покорный слуга находился в раздумьях, давать ли данные по угледобыче в Западном Донбассе в 20-30-х г.г. прошлого столетия, т.е. между двумя Мировыми войнами. С одной стороны, тема не моя, - ею уже занимались краеведы Красноармейского, Добропольского районов и города Селидово. С другой стороны, не мешало бы показать, что дореволюционные шахты, дореволюционный уголь после Гражданской войны никуда не делись. Уголь продолжали разрабатывать, и на первых порах - теми же самыми дореволюционными способами. Только владельцы были другие...

С одной стороны, на ход и объёмы угледобычи отрицательно влияли последствия гражданского конфликта и разрушенная инфраструктура региона. Положительным же моментом было наличие железной дороги Рутченково - Гришино - Доброполье, готовой принять весь добытый в кустарных и капитальных шахтах уголь...

По состоянию на 1926-1927 хозяйственный год, по данным, грузооборот «Кураховского участка» составлял примерно 160 тыс. тонн, - по 80 тыс. тонн прибытия и отправления грузов, соответственно. Приблизительный подсчёт связан с принадлеженостью станций Чунишино и Бельгийский к Артёмовскому округу и отсутствием их в вышеупомянутом справочнике. За данный отчётный период, полностью бездействовали станции Острый, Старомихайловка и… Кохановка, - не приняв и не отправив ни единой тонны груза. Лидером по грузообороту была Красногоровка, - за год станция приняла 63,4 тыс. тонн, и отправила 51,3 тыс. тонн различных грузов. Грузооборот в течение года был неравномерным; своего максимума по Красногоровке он составил в ноябре 1926 года (прибытие – 8,5 тыс. тонн, отправление – 4,6 тыс. тонн). На втором месте по грузообороту, с большим отставанием от лидера, была станция Кураховка, которая приняла за хозяйственный год 3,9 тыс. тонн и отправила 9,1 тыс. тонн грузов. Колебания грузооборота по Кураховке, воистину, колоссальны: в октябре 1926 года станция бездействовала вообще, а в январе 1927 года не отправляла грузы. Максимум отправления грузов по Кураховке выпадал на май 1927 года (2,1 тыс. тонн). Третье место, с небольшим отрывом от Кураховки, занимала станция Роя – соответственно, 7,1 тыс. и 4,1 тыс. тонн. В марте 1927 года станция Роя приняла рекордные (для себя) 1,3 тыс. тонн грузов. Следующей была Цукуриха, которая приняла 2,1 тыс. тонн, и отправила 8,5 тыс. тонн различных грузов. Из них, 5,2 тыс. тонн станция отправила в феврале 1927 года. Наконец, главный аутсайдер «турнирной таблицы» – станция Селидовка за отчётный период приняла 0,8 тыс. тонн, а отправила 0,9 тыс. тонн грузов.

Основным родом груза данного направления оставался каменный уголь. Однако, в 20-е годы в зоне тяготения к железной дороге действовали уцелевшие во время Гражданской войны бывшие крестьянские и владельческие копи, большинство из которых можно смело причислять к категории мелкокустарных (например, бывшие рудники В.И.Карпова, К.А.Вистенгаузена, В.С.Токайшвили и т.д.). Крупных рудников, - наподобие Гродовского, Новоэкономического, Святогоровского, Добропольского (Эрастовского), Гришинского (Шевченковского), - было мало. Но и на таких «гигантах» дела (в плане угледобычи) шли с переменным успехом. Так, в 20-х – начале 30-х г.г. в районе Селидово действовало более 20 мелких «углекопален», называемых в народе «мышеловками» и «гнилушками». П.Е.Гайворонский, со ссылкой на «Геологический отчёт по Красноармейскому комплексу» (Т. 2, с. 94), указывает следующие мелкие шахты в Гришинском каменноугольном районе: Пиняка, Каменовича, Волковская, Скрипника, № 19 «Капитальная» (каков контраст названия с реальностью! – прим.), № 169, № 391, № 51 («Караково»? – прим.), Местпрома («Чунишино», о которой будет сказано ниже, или какáя, где? – прим.), № 51-«бис», Войскведа и др. По состоянию на 1935 год, в местное рудоуправление входила шахта им.Балицкого.

В 1920 году были окончательно национализированы рудники Западного Донбасса, разделённые на два куста: Гришинский (Северный) и Селидовский (Южный). По данным С.П.Луковенко, в состав Гришинского куста входили 6 рудников: Новоэкономический, Гродовский, Святогоровский, Григорьево-Гришинский (бывший Григорьевский или Генеральский), Новомарьинский (правильнее Надеждино-Марьинский) и Шевченковский рудники. В 1922 году на базе этих рудников создаётся Гришинское рудоуправление. Согласно списку горнопромышленных предприятий Артемовского горного округа (январь-февраль 1923 года) за Гришинским кустом числились Новоэкономический, Гродовский, Красноармейский (бывший Святогоровский), рудник №5 (бывший Майневича и Барского или Лысогоровский), рудник №7 (Еленинские копи) и Западно-Донецкий рудник УГКП.

Национализированные в 1918-1920 г.г. Святогоровский и Эрастовский каменноугольные рудники в 1920 году объединили в одно предприятие, - к первому руднику был присоединён последний. С 1922 года за новым предприятием, а также за прилегающими к нему рабочими посёлками закрепилось название «Красноармейский рудник». В 1923 году здесь работало 547 человек. В 1924-1925 г.г. работы на руднике останавливались в связи с отсутствием необходимых средств, и выработки шахт оказались затопленными. Во второй половине 1925 года работы возобновились, из горных выработок были откачаны шахтные воды. Были введены в эксплуатацию стволы № 17 и № 18, давшие второе название предприятию – шахта № 17-18. В 1926-1930 г.г. была проведена реконструкция шахты, в результате чего проектная мощность предприятия достигла 1300 тонн угля в сутки (соответствует отметке 24,4 млн. пудов в год, согласно предоставляемой ранее статистике угледобычи). Взамен узкоколейки с конной тягой, работавшей в первые годы Советской власти, к промплощадке рудника был проложен ширококолейный подъездной путь.

Согласно пятилетнему плану на 1928-1933 г.г., предусматривалось техническое перевооружение шахт № 1 «Центральная» (бывшего Новоэкономического рудника) и шахты № 5 «Гродовская» (бывшего одноимённого рудника), связанное с необходимостью перехода на более низкие горизонты, заменой подъёмных установок, расширением границ шахтных полей. Так, в результате технического переустройства, производительность первой шахты предполагалось поднять к 1934 году более чем в 2 раза (с 208 тыс. до 450 тыс. тонн угля в год), а второй – примерно в 2,5 раза (со 184 тыс. до 450 тыс. тонн угля в год). Для этих целей предусматривалось выделение денежных средств из государственного бюджета на сумму 3,8 млн. рублей – для шахты «Центральная», и 4,8 млн. рублей – для шахты «Гродовская».

Согласно тому же плану, в списке нерентабельных указывались шахты № 19 им.Т.Г.Шевченко с производственной мощностью 84 тыс. тонн угля в год (выдававшая уголь 7 лет, с момента возобновления горных работ после Гражданской войны) и № 38/119/Д «Кураховская» с производственной мощностью 60 тыс. тонн угля в год (работавшая всего лишь 10 лет). Первую шахту, как известно, в начале 20-х г.г. объединили с соседней шахтой № 20, а вторую – скорее всего, законсервировали. В списке строящихся шахт района Селидово в начале 30-х г.г. ХХ века числились шахты № 10, 38 (!!!), 40 и 42. Из приведенного выше списка, в настоящее время в районе Кураховки работают шахты № 40 «Кураховская» (она же - «Горняк», закрывалась в эпоху Перестройки, и лишь недавно – 6-7 лет тому назад, когда окончательно была утеряна проектная документация, возобновила свою работу) и № 42 «Кураховская». Шахта № 40 дала свой первый уголь в 1939 году, а шахта № 42 – в 1940 году. Тогда же была заложена новая шахта – № 43 «Кураховская».

Согласно данным Геолого-химической карты Донбасса за 1937 год, в Постышевском (бывшем Гришинском) угольном районе числились шахты, разрабатывавшие пласты (синонимика Б.Ф.Мефферта): № 3 артели «Шахтёр - Кооператор» – n1 «Двойник»; № 1 «Центральная» – l7 «Толстый», l3 «Новый», l1 «Шестичетвертовый»; № 3 «Центральная» – l7 «Толстый»; № 5/6 им. Г. Димитрова (бывшая «Гродовская») – l7 «Толстый», l6 «Тонкий», l1 «Шестичетвертовый»; № 17/18 «Красноармейская» – l7 «Толстый», l4 «Пятичетвертовый» (согласно А.А.Гапееву – m3); № 38 «Кураховка» – l4 «Кураховский» (согласно А.А.Гапееву – m4); № 19 им.Т.Г.Шевченко – f1 «Лысогоровский»; № 1 артели «Пробуждение» – k8. Мощность пластов колебалась в пределах 0,58-1,53 метра, включая в отдельных случаях породные пропластки мощностью 3-20 см.

По состоянию на 1934 год, грузооборот станции Бельгийский составил: по прибытию – 5,8 тыс. тонн, по отправлению – 158,1 тыс. тонн различных грузов. Cтанция отправляла уголь. По станции Чунишино аналогичные показатели были куда более скромнее: соответственно, 0,5 тыс. и 0,09 тыс. тонн. Подъездные пути шахт района современного города Димитров примыкали к станциям Гришино и Гродовка; первая приняла 157,3 тыс. тонн, отправила – 599,7 тыс. тонн различных грузов, вторая – соответственно, 24,3 тыс. тонн и 40,3 тыс. тонн грузов. Станция Мерцалово приняла 0,4 тыс. тонн, отправила – 6,5 тыс. тонн грузов, преимущественно – сельскохозяйственного назначения (в районе станции работала МТС). Станция Доброполье приняла 17,2 тыс. тонн, отправила – 225,2 тыс. тонн различных грузов, - главным образом отгружался уголь. Для сравнения: «сельскохозяйственная» станция Удачная в этом году приняла 17,7 тыс. тонн, отправила – 22,7 тыс. тонн грузов.

В годы первых Пятилеток, на направлении Рутченково – Доброполье появились паровозы Э. В связи с возросшим грузооборотом, удлинялись станционные пути на станциях Доброполье, Красногоровка и т.д. [16]. Так, на станции Доброполье в 30-х г.г. был построен элеватор (взорван в октябре 1941 года отступающими советскими войсками и не восстановлен; сейчас на станции работает хлебоприёмный пункт). Но главное – в 1931 году здесь началось строительство новой шахты № 1/2 «Гигант» им.М.Горького (нынешняя шахта «Добропольская»). Возле шахты возникли новые рабочие посёлки. Строительство проходило с большими трудностями: в 1932 году, в связи с отсутствием необходимых средств, его даже приостановили, а готовые объекты (временные деревянные строения для надшахтных зданий, 2 деревянных копра, механизмы для проходки стволов) – законсервировали. Строительство возобновили в 1937 году, и уже в следующем году завершили проходку шахтных стволов. Первая очередь шахты (4 лавы) была открыта в апреле 1941 года. Проектная мощность первой очереди шахты составляла 1000 тонн угля в сутки, однако до Великой Отечественной войны, за полгода работы, удалось достичь и перейти «психологическую отметку» в 800 тонн в сутки.

В 1921 году возобновилась системная геологическая разведка в Западном Донбассе. На территории Гришинского каменноугольного района разведку вела Гришинская разведочная партия геологоразведочного отделения Донугля (заведующий – А.П.Сергеев). В феврале 1922 года проводилась разведка угольных пластов на северо-восток от Новоэкономического рудника. Общее руководство работами осуществлял А.А.Гапеев.

В 1924 году производилась разведка бурением на реке Гнилуша близ Спасско-Михайловки, где были обнаружены 4 пласта, один из которых – основной пласт Гришинской свиты, - m2 (l7, согласно синонимике Б.Ф.Мефферта) средней мощностью 1,46 м (включая 30-сантиметровый породный пропласток), принадлежащий свите С13 «Новоэкономическая», и разрабатывающийся на Новоэкономическом и Гродовском рудниках. Выше и ниже указанного пласта были обнаружены другие угольные пласты мощностью 0,8, 0,84 и 0,74 метра. На реке Самара (12 вёрст от места разведки на реке Гнилуша) на глубине 30 метров был найден пласт мощностью 1,75 метров.

В 1925-1928 г.г. разведки на водоразделе рек Самары и Гнилуши проводились, согласно договору, заключённому с Геологическим комитетом, силами Донугля под руководством В.И.Соколова.

С 1928 года разведочные работы по вновь утверждённой программе проводились Северо-Кавказским филиалом Бурового треста Угольного института, а также трестом «Артёмгеология». Непосредственным руководителем работ оставался В.И.Соколов. В 1929 году началось бурение скважины в районе хутора Ново-Полтавка, позже – в районе Гейдино. Глубокие скважины (а всего их было пройдено около 30, разной глубины) вскрыли угленосный карбон в северной части Гришинского каменноугольного района. Бурение проводилось ручным способом, и лишь 5 скважин было пройдено колонковым бурением. В 1929-1933 г.г. проводилась также разведка месторождения угля в районе хутора Белицкое и села Доброполье, где также были обнаружены значительные запасы минерального топлива, позволяющие вести промышленнцю разработку.

В пятилетнем плане на 1928-1933 г.г. указывалось: «Разведка в районе действия Гришинской базы, преследуя цель подготовить для эксплуатации ряд участков, преимущественно по простиранию основного рабочего пласта Гришинского района – m2 и его спутников, в то же время ставит своей основной целью установление наличия других рабочих пластов в данном районе, путём проведения трёх разведочных линий вкрест простирания пластов, с последующим затем прослеживанием открытых при этой разведке пластов. Такой разведкой можно полней установить производственные возможности района, в настоящее время ограниченные, так как разведка известных уже пластов на протяжении пятилетия почти исчерпывает простирание пластов».

В 1931-1932 г.г. проводилась процедура передачи материалов и документации, связанных с данными разведочными работами Украинскому геологоразведочному тресту.

Отчёты 1934-1936 г.г. указали на расширение границ Гришинского района (и так называемого Большого Донбасса) до линии железной дороги Лозовая – Славянск; угленосные отложения данного района прослежывались до реки Самара, то есть на 40 км севернее Красноармейского рудника. Был открыт новый промышленный район в районе верхнего течения рек Самара и её левых притоков – Водяная и Гнилуша, - так называемый «Самарский комплекс». Промышленная угленосность отложений сохранялась, однако степень угленосности открытых месторождений угля, по сравнению с южными участками, снижалась. Западнее станции Гавриловка, где в 80-е г.г. XIX века местные крестьяне «соревновались» в том, кто быстрее обнаружит уголь, и побольше его извлечёт, предполагался переход угленосности донецкого типа в угленосность платформенного типа.

Разведки производились и гораздо севернее. На упоминаемом выше Петровском месторождении угля, где в конце XIX – начале ХХ века Изюмское горнопромышленное товарищество пыталось наладить промышленную угледобычу (но было вынуждено таковую свернуть в связи с перенесением строительства железной дороги Купянск – Лозовая на неопределённый срок), в 1922 году производил исследования Б.Ф.Мефферт. Двумя годами ранее, в 1920 году «Главлеском» начал прокладку узкоколейки от станции Изюм Северодонецкой железной дороги вглубь лесных массивов по направлению к Петровскому. И не удивительно: данное месторождение было ближайшим к одному из крупнейших городов образуемого «конгломерата» союзных республик, - «первой столице УССР» - Харькову.

В конце 1922 года разведывательные работы на Петровском месторождении были переданы паевому товариществу «Изэлстан» (Изюмская электростанция! ГОЭРЛО – жив!!! – прим.), которое в связи с прекращением строительства узкоколейки свернуло и разведочные работы. В 1926 году Изюмский райкомхоз, в надежде снабдить углём окрестности города Изюма, возобновил разведку месторождения, а в 1930 году Петровский райисполком возобновил разработку угля в законсервированных шахтах. В 1931 году разведку Петровского месторождения каменного угля продолжил Украинский геологоразведочный трест, однако ни узкоколейки, ни промышленной угледобычи до Великой Отечественной войны наладить не удалось.

Касательно же месторождения каменного угля в северной части Гришинского каменноугольного района, комиссии Донугля и Украинского геологоразведочного треста сделали весьма интересный вывод: данный участок месторождения следует обслуживать отдельным железнодорожным подъездным путём, примыкающим к одному из раздельных пунктов железнодорожной линии Лозовая – Славянск. Причиной такой рекомендации геологов являлась загруженность Донецких железных дорог в начале и середине 30-х г.г. Перенаправление в ближайшем будущем новых угольных грузов через станцию Гришино, и далее – Донецкие железные дороги или железнодорожный узел Синельниково, могло бы вызвать коллапс на железнодорожном транспорте на бывшем промышленном юге России.

Пожалуй, на этом мы и остановимся...

Comments


bottom of page